Закрыть
0
Главная / Полезные материалы / Что должен знать первоклассник?

Что должен знать первоклассник?

Мнения педагогов о том, что каждый ребенок должен знать к моменту поступления в первый класс, существенно разнятся. Но при этом определен компромиссный минимум требований к уровню знаний будущего первоклассника, с которым согласны все дискутирующие стороны.

Преподаватели начальных классов считают, что первоклассник должен:

  • четко знать основные цвета и оттенки и уметь их различать;
  • иметь представление об основных геометрических формах - квадрате, прямоугольнике, круге, овале, треугольнике, ромбе, трапеции, параллелограмме, шестиугольнике;
  • уверенно определять , где “лево”, а где ”право”;
  • уметь выполнять задания по представленному образцу;
  • знать прямой и обратный счет от 1 до 20;
  • знать наизусть алфавит и уметь распознавать гласные и согласные буквы;
  • осознавать, где у бумажного листа находится центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы;
  • знать названия дней недели и различать, какие из них рабочие, а какие - выходные, а также знать месяцы и времена года;
  • четко знать и уверенно называть фамилии и имена своих родителей и других членов семьи, а также адрес, по которому семья проживает.

Если будущий ученик чего-то из этого списка не знает или испытывает какие-либо затруднения по кругу обозначенных вопросов, то нужно приложить особые усилия для решения проблемы перед поступлением в общеобразовательное учебное заведение.

Тест, при помощи которого можно проверить готовность первоклассника:

  1. Назови свое имя, отчество и фамилию.
  2. Скажи, сколько тебе исполнилось лет на сегодняшний день, а также ответь, сколько было год назад и будет через год?
  3. Какую фамилию носят твои родители и как их имя и отчество?
  4. В какой стране ты живешь? Назови свой город и точный адрес - улицу, номера дома и квартиры? Скажи, на каком этаже она находится?
  5. Днем ты обедаешь, а как называется утренний прием пищи?
  6. Попробуй сравнить бабочку и самолет. Что они имеют общего и чем различаются?
  7. Как одним словом можно назвать хоккей, бокс, баскетбол и гимнастику?
  8. Произведи сравнение квадрата и прямоугольника, назови сходства этих фигур? Чем они отличаются от круга?
  9. Что из себя представляют клен, ель, каштан, сосна и в чем их отличия друг от друга?
  10. Какие дикие и домашние животные тебе знакомы, каковы их отличия?
  11. Лошадь – мама жеребенка, а как называется потомство коровы, собаки и курицы?
  12. Назови птиц, которые на зиму улетают в теплые края, а какие зимуют на месте?

Результаты теста:

За каждый верный ответ надо начислить один балл, если ребенок ошибся, баллы не начисляются. При результате в пять и более баллов можно с уверенностью сказать, что ребенок внутренне готов к школьному обучению.

Требования учителей, предъявляемые к знаниям и навыкам будущего ученика:

  • называть числа как прямом, так и в обратном порядке;
  • уметь правильно пользоваться числительными, как количественными, так и порядковыми;
  • уравнивать разное количество предметов путем добавления или убавления;
  • уметь словами описывать размеры предметов и сравнивать их (больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире – уже);
  • различать предметы по форме, распознавать такие фигуры, как круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  • уметь поделить фигуру на 2 либо 4 равные части.

Ваш ребенок должен:

  • Уметь описать словами месторасположение предметов относительно других;
  • Уверенно различать и без затруднения называть части суток и их последовательность;
  • знать название всех дней недели и их последовательность;
  • называть все месяцы года;
  • четко понимать значение слов «вчера», «сегодня» и «завтра»;
  • без запинки перечислять времена года;
  • иметь понятие о сезонных изменениях, происходящих в природе;
  • уметь оценивать текущее состояние погоды: солнечно или пасмурно, ветрено, дождливо и т.д.;
  • уметь различить и назвать разные виды деревьев по листьям либо плодам;
  • уметь правильно держать карандаши или кисти и уверенно пользоваться ими;
  • лепить из пластилина и глины;
  • уметь пользоваться ножницами;
  • разделять слова по слогам;
  • составлять из слогов целые слова;
  • согласовывать слова по родам, числам и падежам;
  • пересказывать содержание знакомых сказок и рассказов;
  • описывать картинки, составляя по ним рассказы и сказки.

Важно, чтобы в этом возрасте ребенок уже имел представление о своей семье, знал, чем занимаются его родители, верно воспроизводил все звуки родного языка. Первоклассник должен легко назвать свою страну, ее столицу, различить флаг, четко знать название места, где проживает, будь то город или село, и свой конкретный адрес.

Как должен себя вести первоклассник в школе

Ребенку с детства необходимо прививать элементарные общепринятые правила поведения:

  • здороваться первыми со знакомыми людьми;
  • вежливо прощаться;
  • не забывать благодарить тех, кто оказал какую-либо помощь;
  • не повышать голоса в разговоре, не акцентировать на себе внимания, не быть помехой другим;
  • просьбы высказывать вежливо;
  • не перебивать собеседника, независимо от возраста говорящего;
  • не встревать в разговоры взрослых;
  • поддерживать порядок и чистоту.

Первоклассник должен также уметь вести себя на дороге, а именно:

  • различать проезжую часть дороги и тротуарные дорожки;
  • различать сигналы светофора и понимать их значение;
  • знать элементарные правила дорожного движения;
  • во время прогулок или по дороге в школу идти только по тротуарам либо пешеходным дорожкам, придерживаясь при этом правой стороны;
  • не ИГРАТЬ на проезжей части дороги.

Еще один тест для проверки первоклассника

Проверить уровень готовности ребенка к посещению школы можно при помощи следующего теста, пройти который нужно родителям:

  1. Есть ли у вашего ребенка желание ходить в школу?
  2. Есть ли у него желание получать новые знания?
  3. Может ли ваш малыш самостоятельно заниматься делом, требующим усидчивости и сосредоточенности хотя бы в течение 30 мин. (например, играть с конструктором)?
  4. Не стесняет ли вашего ребенка присутствие незнакомых людей?
  5. Может ли ваш ребенок составлять рассказ не менее, чем из 5 предложений, глядя на рисунок?
  6. Знает ли он наизусть стихотворения и может ли их рассказать?
  7. Умеет ли малыш изменять число существительного?
  8. Может ли он читать по слогам или даже целыми словами?
  9. Знает ли ребенок счет до десяти и обратно?
  10. Может ли будущий ученик решать простые задачки на вычитание либо добавление единицы?
  11. Уверенно ли он держит карандаш, ручку, кисть?
  12. Имеет ли он тягу к рисованию и раскрашиванию картинок?
  13. Может ли ребенок без затруднения пользоваться ножницами и клеем, например, выполняя аппликации из бумаги?
  14. Может правильно сложить разрезанную на пять частей фотографию за одну минуту?
  15. Знает ли большинство названий диких и домашних животных?
  16. Способен ли обобщать понятия, называя одним словом группу однотипных предметов?
  17. Самостоятелен ли ваш малыш, способен без помощи и подталкивания взрослых рисовать, собирать конструктор, мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно исполнять устные инструкции?

Результаты теста:

За каждое «да» начисляется один балл.

  • 15-18 баллов свидетельствуют о полной готовности ребенка к школе;
  • 10-14 баллов — малыш многое знает и может, но нужно обратить внимание на те вопросы, за которые вы не получили баллы, и будет ясно, над чем стоит поработать.
  • 9 и менее баллов — требуется помощь специалистов, ребенок нуждается в особом внимании и усиленных занятиях.

Проверка общей и психологической готовности

Может ли ваш малыш:

  1. Объяснять словами, а не жестами, чего он хочет?
  2. Связно изъясняться?
  3. Понимать смысл текстов, которые ему читают взрослые?
  4. Четко произносить собственное имя?
  5. Назвать номер домашнего телефона и адрес места проживания?
  6. Писать на листе бумаги при помощи мелков либо карандаша?
  7. Свободно пользоваться красками, цветными карандашами, пластилином, фломастерами?
  8. Вырезать из бумаги ножницами с тупыми концами фигурки и буквы, не поранившись при этом?
  9. Получать словесные указания и следовать им?
  10. Быть внимательным при разговоре?
  11. Уметь сосредоточиться минимум на десять минут для выполнения полученного задания?
  12. Радоваться, слушая рассказанные или прочитанные ему истории?
  13. Положительно оценивать себя как человека, который многое умеет и может?
  14. Легко перестраиваться на другую тему беседы, предлагаемую взрослыми?
  15. Проявлять неподдельный интерес к предметам, его окружающим?
  16. Ладить со сверстниками?

Результаты теста:

  • 14-18 баллов, набранных за положительные ответы, означают, что малыш вполне готов к школе;
  • 9-13 баллов — малыш достаточно подготовлен, но кое-над чем еще можно поработать.
  • 8 и менее баллов говорят о необходимости вмешательства специалистов.

Оценка роли родителей в подготовке первоклассника к занятиям

Ответьте себе:

  1. Нравится ли вам ваш ребенок?
  2. Всегда ли вы слушаете, что он вам говорит?
  3. Смотрите ли вы на ребенка при этом?
  4. Стараетесь ли создать у него ощущение значимости его мнения и высказываний?
  5. Часто ли вы поправляете речевые ошибки ребенка?
  6. Смотрите ли сквозь пальцы на его ошибки?
  7. Имеете ли привычку часто хвалить и обнимать ребенка?
  8. Смеетесь ли вместе с малышом?
  9. Отводите ли ежедневно время на чтение ребенку вслух книг и на беседы с ним?
  10. Есть ли у вас игры, в которые вы играете вместе?
  11. Одобряете ли вы увлечения и интересы вашего малыша?
  12. Есть ли у него собственные книги?
  13. Отведено ли ребенку собственное место для занятий и игр в вашем доме?
  14. Подаете ли вы личный пример, регулярно читая газеты, журналы, и книги, интересуясь новостями, происходящими в стране и мире?
  15. Обсуждаете ли вы в беседах с ребенком что-либо интересное из того, что вы прочитали или услышали?
  16. Стараетесь ли вы ответить за малыша на все вопросы, которые ему задают другие взрослые, например, продавцы в магазине или врач в поликлинике?
  17. Вместе ли вы смотрите телевизор?
  18. Выясняете ли, насколько ребенок понял смысл увиденного по телевизору?
  19. Ограничиваете ли ему время просмотра?
  20. Стараетесь ли устраивать совместные с малышом прогулки?
  21. Собираетесь ли посетить с ним зоопарк, театр или музей?

Результат теста:

Результат тестирования определяется количеством положительных ответов. Если на какие-то вопросы вы ответили отрицательно, это должно подсказать вам направление, в котором нужно работать.

Это интересно:


Назад к списку полезных материалов